Проблемная ситуация: Птицефабрика
осуществляет деятельность по выращиванию цыплят-бройлеров с первичной
переработкой в мясо цыплят-бройлеров (выручка от реализации мяса составляет
более 70% от общей выручки), последующей переработкой на базе колбасного цеха в
колбасные изделия: колбаса, фарш, копчености (выручка от реализации составляет
около 23% от общей выручки), отходы первичной переработки направляются на
производство мясо-костной муки (2% общей выручки), то есть на предприятии имеет
место полный производственный цикл.
В 2004 - 2005 гг. организация применяла
ставку налога на прибыль 0% в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от
06.08.2001 N 110-ФЗ. Данная ставка применялась только к прибыли от продажи мяса
цыплят-бройлеров, по прибыли от продажи колбас и так далее мы использовали
налоговую ставку 24%.
На основании Федерального закона от
08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" птицефабрика
является сельскохозяйственным товаропроизводителем, а в Законе 110-ФЗ указано,
что пониженные налоговые ставки установлены для сельскохозяйственных
товаропроизводителей по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими
сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и
переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной
продукции.
Просьба разъяснить, вправе ли организация
применять в 2004 - 2005 гг. ставку 0% (в 2006 г. - 6%) ко всей своей прибыли.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/77
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Статьей 2.1
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом изменений и дополнений)
налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не
перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности,
связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а
также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями
собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и
размере:
в 2004 - 2005 гг. - 0 процентов;
в 2006 - 2008 гг. - 6 процентов;
в 2009 - 2011 гг. - 12 процентов;
в 2012 - 2014 гг. - 18 процентов;
начиная с 2015 г. - в соответствии с п. 1
ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В то же время, в связи с тем что в 2006 г. заканчивается льготный период в виде
нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, проектом федерального закона N 222623-4 "О внесении
изменений в статью 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации,
главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный
кодекс Российской Федерации" предлагается продлить ее действие на 2006 -
2007 гг. и, соответственно, скорректировать период применения налоговых ставок,
которые будут действовать в последующие годы.
Поскольку гл. 25 и частью первой Кодекса
не установлено иное, для целей налогообложения прибыли следует применять
понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", данное в
Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной
кооперации" (далее - Закон). Согласно ст. 1 Закона сельскохозяйственный
товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее
производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном
выражении более 50 процентов общего объема производимой продукция, в том числе
рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной)
продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой
составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема
производимой продукции.
Порядок отнесения продукции к
сельскохозяйственной определяется в соответствии с Общероссийским
классификатором продукции ОК 005-93 (далее -
Классификатор).
В соответствии с Классификатором мясо
птицы - тушка является продукцией мясной промышленности. Согласно
Классификатору к продукции сельского хозяйства относится птица для убоя,
которая не является готовой продукцией, а является сырьем для производства
мяса.
Таким образом, учитывая отраслевые
особенности производства птицеводческих хозяйств и тот факт, что процесс забоя
и обработки птицы является последним звеном в технологическом процессе
производства мяса птицы, и его следует рассматривать как первичную переработку
сельскохозяйственной продукции. Об этом также свидетельствует ГОСТ 25391-82
"Мясо цыплят бройлеров". Промышленной переработкой в птицеводстве
считается глубокая переработка - это приготовление фарша, различных рубленых,
колбасно-кулинарных и консервных изделий на основе мяса птицы.
Таким образом, мясо птицы (тушка),
полученное в результате убоя птицы собственного производства, относится к
сельскохозяйственной продукции и полученная прибыль
облагается налогом на прибыль по ставке 0 процентов. Что касается колбасных
изделий, копченостей и фарша, то согласно Классификатору они являются готовой
продукцией мясной промышленности, а следовательно, к
ним применяется налоговая ставка, предусмотренная ст. 284 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.02.2006