Проблемная ситуация: Филиал немецкой компании,
зарегистрированный в российском налоговом органе, занимается кинопрокатом
фильмов. Значительную часть расходов филиала составляют рекламные расходы. В
связи с этим филиал просит разъяснить, расходы на какие виды рекламы будут
признаваться нормируемыми либо ненормируемыми в целях налогообложения прибыли:
- использование плакатов, баннеров,
размещаемых не на стационарных конструкциях, а закрепляемых в витринах
кинотеатров и рассчитанных на аудиовизуальное восприятие из городского
пространства;
- использование штендеров;
- изготовление и раздача маек с
символикой фильма (средств наружной рекламы - носимых рекламных конструкций,
перемещаемых физическими лицами);
- проведение рекламных акций по раздаче
прохожим флаеров, относящихся к выпуску нового
фильма;
- показ рекламных роликов кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма;
- проведение массовых уличных шоу во
время премьерных показов фильмов с костюмированным представлением персонажей из
фильма под музыкальное сопровождение из него?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения расходов
организации на рекламу к нормируемым или ненормируемым
в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Из письма следует, что организация,
занимающаяся кинопрокатом фильмов, несет расходы на различные виды рекламы.
В соответствии со
ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим
расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся
расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров
(работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака
обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4
ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам
организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через
средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по
радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную
рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на
участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин,
выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление
рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах,
выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания
и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично
потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные выше расходы на рекламу
принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при
наличии, соответственно, подтверждающих данные расходы документов. Расходы
налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям
розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а
также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового
(отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не
превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
При этом к прочим видам рекламы относятся
те ее виды, которые не поименованы в ст. 264 Кодекса.
Статьей 2
Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон
о рекламе) определено понятие "реклама", под которым понимается
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом
или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация),
которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Понятие "наружная реклама"
приведено в ст. 14 Закона о рекламе, в соответствии с которой под наружной
рекламой понимается распространение рекламы в виде плакатов, стендов, световых
табло, иных технических средств стабильного
территориального размещения.
В связи с этим полагаем, что майки с
символикой кинофильма, которые, по мнению организации, являются носимыми
рекламными конструкциями, перемещаемыми физическими лицами, не могут быть
признаны средствами наружной рекламы, как не соответствующие понятию
"наружная реклама", данному в ст. 14 Закона о рекламе.
Распространение
рекламы в виде плакатов, баннеров, размещаемых в витринах кинотеатров и
рассчитанных на аудиовизуальное восприятие из городского пространства, а также
в виде выносных щитовых конструкций (штендеров)
следует рассматривать как наружную рекламу и, соответственно, расходы на ее
осуществление могут приниматься к вычету при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций без ограничений при наличии, соответственно,
подтверждающих данные расходы документов.
Все иные расходы на
рекламу, перечисленные в письме (изготовление маек с символикой кинофильма,
проведение рекламных акций по раздаче прохожим флаеров,
относящихся к выпуску нового кинофильма, стоимость рекламных роликов
кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма,
а также проведение массовых уличных шоу во время премьерных показов кинофильмов
с костюмированным представлением персонажей из фильма под музыкальное
сопровождение из него), следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы, которые учитываются с учетом требований п. 4 ст. 264
Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.02.2006