Текст письма опубликован
"Журнал руководителя и главного бухгалтера
ЖКХ", 2006, N 7 (ч. II)
Проблемная ситуация: 9 марта 2005 г. Минфин России
выпустил Письмо N 03-03-01-04/1/102. Вывод Письма заключался в том, что
"оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не
может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую
прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст. 99 ТК РФ".
23 сентября 2005 г. Федеральной налоговой
службой РФ было выпущено Письмо N 02-1-08/195@ "По вопросу учета для целей
налогообложения прибыли расходов по оплате сверхурочных работ, превышающих 120
часов в год", в котором изложена позиция, заключающаяся в возможности
отнесения к расходам в целях налогообложения прибыли оплаты труда работников,
работающих сверхурочно (в том числе если количество
часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в
год), при условии, если такая обязанность предусмотрена трудовым договором,
заключенным с работником. В указанном Письме дается ссылка на
аналогичную позицию Минфина России (Письмо Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики от 15.08.2005 N 03-03-02/62).
Прошу подтвердить возможность отнесения к
расходам в целях исчисления налога на прибыль оплаты труда работников,
работающих сверхурочно (в том числе если количество
часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/22
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу включения в состав
расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций, расходов на оплату труда работников, работающих
сверхурочно, если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120
часов в год, и сообщает следующее.
Согласно ст. 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255
Кодекса относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или)
компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том
числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в
многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за
работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни,
производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе
предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы
не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней
подряд и 120 часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в
соответствии с положениями ст. 152 Трудового кодекса РФ, которой определен
минимальный размер оплаты труда сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть
оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок
привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду
и занятости нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе
(например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в
год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за
сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством
предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд
работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных
ст. 99 Трудового кодекса РФ.
В целях налогообложения прибыли все
расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально
подтверждены и обоснованны, т.е. экономически
оправданны, и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По нашему мнению, оплату сверхурочной
работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату
труда работников, работающих сверхурочно (в том числе
если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в
год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда
согласно п. 3 ст. 255 Кодекса при условии, если такая обязанность предусмотрена
трудовым договором, заключенным с работником.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
02.02.2006