Проблемная ситуация: С 1 января 2006 г. индивидуальный
предприниматель планирует ввести в эксплуатацию дополнительные площади,
предназначенные для осуществления розничной торговли, подпадающей под режим
ЕНВД. Это будет 2-этажное здание, на каждом этаже расположены три отдельных
помещения, приспособленных под магазины, разделенные между собой капитальными
стенами, лестничными маршами с отдельными входами и кассовыми узлами, с
отдельными подотчетными, отличными от других, группами товаров. Общая площадь 6
магазинов составляет 341 кв. м.
Вправе ли
индивидуальный предприниматель с введением новых площадей, расположенных на
разных этажах и имеющих свою различную номенклатуру товара и кассовые аппараты,
считать их как отдельные объекты организации торговли и вследствие этого применять
ограничения в 150 кв. м по каждой отдельной площади либо он должен суммировать
все имеющиеся площади, расположенные в одном здании, и, если их общая сумма
превышает допустимые ограничения в 150 кв.
м, прекратить использовать режим ЕНВД и применять иной режим налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2006 г. N 03-11-05/24
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики по вопросу порядка применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности сообщает следующее.
Статьей 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены виды
предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе розничной
торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала
не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также
через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты
нестационарной торговой сети.
При этом ст. 346.27
Кодекса установлено, что стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы,
признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли
зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием
обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и
обслуживания покупателей. К данной категории
торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под магазином понимается специально
оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи
товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными,
административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже.
Площадью торгового зала является часть
магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным
для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания
покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь
рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для
покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади
торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также
помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не
производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и
правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3
Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые
имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект
стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении,
конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также
информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор
купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение,
планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания
посетителей на открытой площадке и другие документы).
В случае если для
осуществления розничной торговли оформлено несколько отдельных
правоустанавливающих документов на приобретенные (арендуемые) помещения, в
каждом из которых площадь торгового зала не превышает 150 квадратных метров, и
в каждом зале предполагается установить отдельный контрольно-кассовый аппарат, то
данные помещения рассматриваются как отдельные объекты организации торговли, и,
соответственно, площадь торгового зала в целях применения гл. 26.3 Кодекса
должна определяться отдельно по каждому
объекту организации торговли.
В случае если для осуществления розничной
торговли оформлен один правоустанавливающий документ на все помещения, то в
целях применения гл. 26.3 Кодекса указанные помещения рассматриваются как один
объект организации торговли, и при определении площади торгового зала
суммируется площадь всех помещений, используемых для торговли.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.01.2006