Проблемная ситуация: Основной деятельностью
муниципального унитарного предприятия является эксплуатация наружных систем
электроснабжения, внутренних систем электроснабжения, передача и распределение
электрической энергии. По условиям договора предприятие обязано оплачивать
полученную электрическую энергию в объемах, компенсирующих нормативные и
сверхнормативные потери в электрических сетях.
Могут ли быть включены в
состав расходов при исчислении налога на прибыль платежи за сверхнормативные
потери в электрических сетях, образовавшиеся в результате
несанкционированного подключения к данным сетям потребителей, уплачиваемые в
соответствии с условиями договора и связанные со спецификой предприятия?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2006 г. N 03-03-04/4/19
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
возможности признания в налоговой базе по налогу на прибыль организаций
платежей за сверхнормативные потери в электрических сетях, уплачиваемых
в соответствии с условиями договора и связанных со спецификой предприятия, и
сообщает следующее.
Из письма следует, что по условиям
договора помимо фактически полученной вами электроэнергии вы оплачиваете
нормативные и сверхнормативные потери в электрических сетях.
Исходя из технологических особенностей
собственного производственного цикла и процесса транспортировки,
налогоплательщик определяет норматив технологических потерь каждого конкретного
вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии
может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой
технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются
внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.
Поэтому вышеназванные документы
разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический
процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством
предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером). Чтобы
установить нормативы образования технологических отходов, используются
отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб
организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
Технологические потери при производстве и
(или) транспортировке для целей налогообложения прибыли приравниваются к
материальным расходам.
В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившего
в силу с 1 января 2006 г.) (далее - Кодекс) к материальным расходам для целей
налогообложения прибыли приравниваются
технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или)
транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими
особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также
физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
Таким образом, потери электроэнергии при
ее транспортировке, компенсируемые вами, могут быть списаны в уменьшение
налоговой базы по налогу на прибыль организаций как технологические потери при
производстве и (или) транспортировке в пределах норматива технологических
потерь.
При этом согласно п. 1 ст. 252 Кодекса
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Учитывая изложенное,
сверхнормативные потери в электрических сетях, образовавшиеся в результате
несанкционированного подключения к данным сетям потребителей, как
необоснованные, не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.01.2006