Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить следующий
вопрос.
По кредитному договору банка с
юридическим лицом установлена процентная ставка 15% годовых
за срочную задолженность и 30% годовых за просроченную задолженность.
В установленные договором сроки ссудная
задолженность заемщиком погашена не была, в связи с
чем в соответствии с правилами бухгалтерского учета банк вынес сумму
просроченной задолженности по основному долгу и процентам на соответствующие
счета учета просроченной ссудной задолженности и просроченных процентов.
Спустя полгода после окончания срока
кредитного договора в отношении заемщика была введена процедура наблюдения в
рамках процедуры банкротства. В связи с длительными сроками проведения
процедуры банкротства в соответствии с действующим законодательством РФ
(несколько лет), а также невозможностью обращения взыскания на залог в рамках
данной процедуры очевидна невозможность взыскания большей части задолженности
(в настоящий момент заложенного имущества недостаточно для погашения суммы
основного долга и просроченных процентов). Поэтому в настоящее время банком
рассматривается вопрос о снижении процентной ставки за просроченную
задолженность по кредитному договору до 1% годовых и
заключении с заемщиком соответствующего дополнительного соглашения.
В связи с вышеизложенным считаем, что в
данных условиях для расчета налоговых обязательств не могут применяться
положения ст. 40 НК РФ, т.к. условия взаимоотношений банка с заемщиком
определяются не рынком, а законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Просим пояснить, правомерно ли поступит
банк, если после заключения дополнительного соглашения к данному кредитному
договору в налоговом учете будет учитывать доходы исходя из ставки 1% годовых?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2006 г. N 03-03-04/2/18
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка начисления для
целей налогообложения прибыли доходов в виде повышенных процентов за нарушение
заемщиком условий кредитного договора и сообщает следующее.
В соответствии с
положениями ст. 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
сумма дохода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в
аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых
обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства
(фактического времени пользования заемными средствами).
Поэтому банк должен начислять доходы в
виде процентов до фактического погашения задолженности или истечения срока
исковой давности по дебиторской задолженности.
В то же время, как следует из письма, в
отношении заемщика начата процедура банкротства.
В соответствии с п. 1 ст. 126
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом
решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
срок исполнения возникших до открытия
конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей
должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек
(штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам
задолженности должника.
Принимая во внимание положения п. 1 ст.
11 Налогового кодекса Российской Федерации в части применения институтов,
понятий и терминов гражданского законодательства Российской Федерации для целей
налогообложения, банк как конкурсный кредитор может с даты
открытия конкурсного производства не начислять проценты по выданным
кредитам в отношении заемщика, признанного банкротом.
Дебиторская
задолженность организации, признанной банкротом и в отношении которой введена
процедура конкурсного управления, не может быть признана безнадежной до
завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил свои
требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов.
До начала конкурсного производства банк
начисляет доходы в виде процентов по размещенным денежным средствам в
общеустановленном порядке, т.е. в размерах, предусмотренных условиями
кредитного договора.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.01.2006