Проблемная ситуация: Банк намерен заключать сделки
купли-продажи облигаций государственных нерыночных займов РФ
как с резидентами, так и с нерезидентами Российской Федерации.
Эмитентом этих ценных бумаг является
Министерство финансов РФ. Фискальным агентом и регистратором по указанным
облигациям согласно заключенному соглашению о фискальном агенте является
юридическое лицо - нерезидент.
Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ в случае реализации
ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже
минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении
финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном
рынке ценных бумаг.
В связи с тем
что данные ценные бумаги допущены к обращению на Люксембургской бирже,
являющейся организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с
национальным законодательством этой страны, банк предполагает учитывать в
качестве минимальной цены минимальную цену, сформировавшуюся по итогам торгов
на Люксембургской бирже.
Правомерно ли в целях реализации п. 5 ст.
280 НК РФ применять показатели минимальных цен сделок, установленные
Люксембургской биржей, в случае если по сделкам, заключенным между банком и
третьими лицами (резидентами или нерезидентами), будет установлена цена ниже
минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2006 г. N 03-03-04/2/13
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения операций с облигациями государственных нерыночных займов
Российской Федерации и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 280 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в ред. Федерального закона от
06.06.2005 N 58-ФЗ) в целях гл. 25 Кодекса ценные бумаги признаются
обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном
соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы
одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с
национальным законодательством;
2) если информация об их ценах
(котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе
электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным
уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после
даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним рассчитывается рыночная
котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным
законодательством.
В целях указанного пункта под
национальным законодательством понимается законодательство того государства, на
территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение
гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные
бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).
Из письма не ясно, где приобретаются
указанные ценные бумаги: в Российской Федерации или в Люксембурге.
Таким образом, при обращении ценной
бумаги на территории Российской Федерации для признания данной ценной бумаги
обращающейся на организованном рынке ценных бумаг она
в том числе должна быть допущена к обращению организатором торговли, имеющим на
это право в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное,
при заключении гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности
на ценные бумаги, на территории Российской Федерации налогоплательщик не вправе
применять в целях п. п. 5 и 6 ст. 280 Кодекса показатели минимальных цен
сделок, установленные Люксембургской биржей.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.01.2006