Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить следующее.
Согласно Приказам МНС России, которыми
утверждены налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, транспортному
налогу, налогу на имущество организаций, достоверность и полнота сведений,
представленных в декларациях, подтверждаются подписями руководителя и главного
бухгалтера организации или уполномоченного представителя.
Вместе с тем формы
Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденная Приказом
Минфина России от 03.03.2005 N 31н, Налоговой декларации по единому социальному
налогу, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2005 N 21н, не
предусматривают поля для подписи уполномоченным представителем
налогоплательщика.
В связи с вышеизложенным
просим разъяснить следующее.
Вправе ли уполномоченные представители
организации подписывать налоговые декларации, в которых не предусмотрено
соответствующее поле?
Каков порядок подтверждения достоверности
и полноты сведений, указанных в декларации, если в организации временно
отсутствует главный бухгалтер?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 января 2006 г. N 03-02-07/1-7
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о порядке
представления налоговых деклараций и сообщается следующее.
Согласно пп. 4
п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в
установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и
сборах.
Пунктом 1 ст. 80 Кодекса установлено, что
налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика
о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых
льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с
исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым
налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим
налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика по
установленной форме в соответствии с законодательством о налогах и
сборах. Кодексом не предоставлено право налогоплательщику изменять
форму налоговой декларации.
Статьей 80 Кодекса не определено лицо,
уполномоченное подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в
налоговых декларациях, вместо налогоплательщика. Указанная статья не содержит
положений, на основании которых уполномоченный представитель мог бы
подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой
декларации. В п. 2 данной статьи перечислены способы представления налоговой
декларации налогоплательщиком в налоговый орган, и наряду с передачей
декларации по телекоммуникационным каналам связи, а также в виде почтового
отправления с описью вложения указывается в том числе
передача налоговой декларации через представителя.
Согласно Приказам Минфина России (в
частности, от 03.03.2005 N 31н, зарегистрирован в
Минюсте России 07.04.2005 N 6476; от 03.03.2005 N 32н, зарегистрирован
в Минюсте России 30.03.2005 N 6454) об утверждении форм налоговых деклараций и
Порядков их заполнения достоверность и полнота сведений, указанных в декларации
организации, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера
организации, а также проставляются печать организации и дата подписания. В
случае отсутствия в организации главного бухгалтера достоверность и полнота
сведений, указанных в декларации, подтверждаются подписью бухгалтера, осуществляющего
ведение в организации бухгалтерского учета, либо руководителя
специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или
бухгалтера-специалиста, осуществляющих на договорных началах ведение в
организации бухгалтерского учета.
При этом в случае отсутствия в
организации главного бухгалтера на титульном листе декларации проставляется
подпись лица, осуществляющего ведение в организации бухгалтерского учета, с
приложением копии приказа этой организации, подтверждающего исполнение такой
обязанности.
В соответствии с вышеуказанными Приказами
Минфина России уполномоченные представители организации были исключены из круга
лиц, подтверждающих достоверность и полноту сведений, указанных в налоговых
декларациях.
Ответственность за достоверность и полноту
сведений, содержащихся в налоговой декларации, несет налогоплательщик.
В п. 7
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса о
привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение
законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя
расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
Одновременно сообщаем, что для
предоставления уполномоченным представителям права на подтверждение
достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговой декларации,
требуется соответствующее законодательное регулирование.
В настоящее время подготавливается к
рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
во втором чтении проект федерального закона N 181057-4 "О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Полагаем целесообразным при подготовке поправок к указанному законопроекту
рассмотреть вопрос о внесении изменений в часть первую Кодекса, направленных на
предоставление права подтверждения достоверности и полноты сведений,
содержащихся в налоговой декларации, вместо руководителя организации лицам,
являющимся законными представителями этой организации и исполняющим
соответствующие обязанности на основании приказа руководителя организации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
17.01.2006