Проблемная ситуация: ФГУП является предприятием
оборонно-промышленного комплекса и имеет в своем составе производства по
снаряжению, сборке и утилизации боеприпасов и производства по изготовлению
промышленных взрывчатых веществ.
ФГУП самостоятельно определяет
классификацию и детализацию затрат, что закреплено в учетной политике
предприятия.
При этом расходы на оплату труда рабочих
- водителей автомобилей и автоэлектрокаров, занятых
перемещением грузов, подвозкой их в цех, выгрузкой материалов, инструментов и
деталей, доставкой готовой продукции на склады хранения, ФГУП учитывает в
составе прямых расходов, а расходы на содержание и эксплуатацию автотранспорта
- в составе косвенных.
Вправе ли ФГУП учитывать расходы на
содержание и эксплуатацию автотранспорта в составе прямых расходов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2006 г. N 03-03-04/4/5
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Федеральный закон
от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" внес изменения в ст. 318 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 15 июля 2005
г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Так, согласно п. 1 ст. 318 Кодекса для
целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в
течение отчетного налогового периода, подразделяются на:
1) прямые;
2) косвенные.
К прямым расходам
могут быть отнесены, в частности:
материальные затраты, определяемые в
соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса;
расходы на оплату труда персонала,
участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг,
а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное
страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой
пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным
средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно
определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых
расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием
услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов,
установленный п. 1 ст. 318 Кодекса, является приблизительным. Причем
налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых
расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.
Согласно ст. 313 Кодекса изменение
порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях
налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения
законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о
внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении
применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при
изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления
в силу изменений норм указанного законодательства.
Учитывая изложенное,
налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей
налогообложения прибыли, в которой может установить перечень расходов,
относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.01.2006