Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2006, N 3
Проблемная ситуация: О порядке учета сумм пеней и
штрафов по реструктурированной кредиторской задолженности
перед федеральным бюджетом при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2006 г. N 03-03-02/5
Министерство финансов Российской
Федерации по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сумм пеней и
штрафов по реструктурированной задолженности перед федеральным бюджетом или по
страховым взносам во внебюджетные фонды сообщает следующее.
Абзацем 9 п. 6 ст.
1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее -
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ), вступившим в силу с 15 июля 2005 г.,
были внесены изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251
Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с
указанными изменениями к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы
по налогу на прибыль, не относятся доходы в виде сумм кредиторской
задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами
разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской
Федерации. Ранее в составе доходов не учитывались
любые суммы кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных
уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской
Федерации.
Статьей 75 Кодекса
предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная
сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны
выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе
налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными
законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 114 Кодекса
налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является
мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, задолженность
налогоплательщика по пеням и штрафам Кодексом не приравнивается к задолженности
по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской
задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено
положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса (в ред.
Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального
закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ положения, установленные пп.
21 п. 1 ст. 251 Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1
января 2005 г.
Таким образом, положения абз. 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N
58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 г. списывается и
(или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации кредиторская задолженность
по уплате пеней и штрафов.
Пунктом 1 ст. 5 Кодекса установлено, что
акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении
одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа
очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 5 Кодекса.
В соответствии с п.
2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие
или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и
сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая изложенное,
считаем, что положения Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, вносящие
изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса и ухудшающие
положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части включения
кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в
соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь обратной
силы и должны распространяться на
правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., в части, не противоречащей п. 2
ст. 5 Кодекса, т.е. положения указанного пункта, по нашему мнению, следует применять начиная с 1 января 2006 г.
Заместитель Министра финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ
13.01.2006