| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить, вправе ли налоговые органы взыскивать налоги и сборы за счет денежных средств, находящихся на счетах ликвидируемых организаций-налогоплательщиков, до момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-314

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты налога в установленный срок налоговые органы вправе взыскивать недоимку по налогу, а также взыскивать пени в порядке, предусмотренном Кодексом (пп. 9 п. 1 ст. 31 Кодекса).

В соответствии с п. 4 ст. 46 Кодекса инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 46 Кодекса установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика поручение налогового органа на перечисление налога исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидационной комиссией при ликвидации организации установлен ст. 49 Кодекса.

Кодексом не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога в период нахождения его в стадии ликвидации. Обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) (пп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса).

Кроме того, Кодексом не ограничено право налоговых органов на взыскание налога до окончания установленного периода для выявления кредиторов ликвидируемой организации и составления промежуточного ликвидационного баланса и не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений, направляемых в банк в соответствии со ст. 46 Кодекса, в случае принятия в отношении юридического лица решения о его ликвидации.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Кодекса банки обязаны исполнять решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Кодексом не предусмотрено освобождение банков от обязанности исполнять инкассовые требования налоговых органов о взыскании налогов в период нахождения организации в стадии ликвидации.

Пунктом 1 ст. 49 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 Кодекса).

Согласно п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

До составления промежуточного ликвидационного баланса не определен состав имущества ликвидируемого лица, а также перечень предъявленных кредиторами требований.

Таким образом, подача налоговым органом инкассового поручения в банк для взыскания налога и исполнение банком этого инкассового поручения до составления промежуточного ликвидационного баланса не нарушают прав и законных интересов ликвидируемой организации - клиента банка и ее кредиторов, поскольку кредиторы этой организации не выявлены до окончания установленной законодательством процедуры их выявления.

Учитывая изложенное, полагаем, что взыскание налогов и сборов в соответствии со ст. ст. 46 и 47 Кодекса до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

25.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024