| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк выпускает в обращение собственные простые дисконтные и процентные векселя. Погашение векселей он осуществляет при предъявлении их к платежу законным векселедержателем при наступлении срока платежа, указанного в векселе.

Банк может осуществлять досрочный выкуп векселей до наступления срока платежа путем заключения с клиентом договора купли-продажи.

Таким образом, банк выплачивает доходы векселедержателям при погашении векселей либо при их досрочном выкупе.

В связи с необходимостью исполнения банком обязанностей налогового агента просьба разъяснить, в каком порядке определяется налогооблагаемая база при выплате доходов физическим лицам и иностранным организациям в следующих случаях.

1. Как должно производиться налогообложение у источника выплаты при приобретении банком своих простых дисконтных и процентных векселей у физических лиц (как у российских граждан, так и у иностранных граждан - первых и не первых векселедержателей) до наступления срока платежа на основании договоров купли-продажи? Должен ли банк направлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о суммах, выплаченных физическим лицам при покупке у них векселей, в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ?

2. Для погашения векселей в банк обращаются российские и иностранные граждане - первые векселедержатели. С какой суммы банк должен удерживать налог на доходы физических лиц - со всей суммы выплаты или с процентного (дисконтного) дохода по векселям?

3. Как определить доход, подлежащий обложению у источника выплаты, если вексель предъявляется к погашению не первым векселедержателем?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 июля 2005 г. N 03-05-01-04/238

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения физических лиц - резидентов и нерезидентов, получающих доходы от операций с векселями банка, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1 (в случаях, когда организация не признается налоговым агентом), ст. ст. 227 и 228 Кодекса, а также признаваемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 214.1, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

1. При осуществлении операций купли-продажи ценных бумаг, в том числе векселей, определение налоговой базы, исчисление и уплата налога с доходов, получаемых физическим лицом, регулируются ст. 214.1 Кодекса. В соответствии с данной статьей налоговыми агентами признаются только те организации, которые в отношениях с налогоплательщиком действуют в качестве брокеров, доверительных управляющих или иных лиц, совершающих операции по договору поручения, комиссии или иному договору в пользу плательщика.

При совершении банком операций купли-продажи векселей у физических лиц - как первых, так и не первых векселедержателей, в том числе при досрочном выкупе собственных векселей, банк не будет признаваться налоговым агентом. В таких случаях в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога с доходов физического лица от операций с векселями лежит на самом физическом лице.

Учет доходов по формам 1-НДФЛ и 2-НДФЛ организациями, не являющимися налоговыми агентами, не ведется и сведения о доходах физических лиц в налоговые органы не представляются.

2. Предъявление векселедержателем векселя в срок к платежу не является операцией купли-продажи ценной бумаги, и, соответственно, определение налоговой базы, исчисление и уплата налога с доходов, получаемых физическим лицом при предъявлении векселя к оплате, не подпадают под действие ст. 214.1 Кодекса и производятся в общем порядке.

В соответствии со ст. 815 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщиком по соглашению сторон может быть выдан простой вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

При оплате банком предъявленного в срок к платежу собственного векселя, предусматривающего начисление процентов на вексельную сумму, в основании выдачи которого лежат отношения займа, физическому лицу - первому векселедержателю выплачивается доход в размере вексельного процента. Выплаченная вексельная сумма в этом случае не признается доходом физического лица, поскольку, совершая платеж по векселю, банк по существу осуществляет возврат суммы займа.

При оплате банком предъявленного к платежу собственного дисконтного векселя доходом физического лица - первого векселедержателя является полученная им сумма дисконта.

3. Поскольку вексельное обязательство является абстрактным, при оплате банком предъявленного в срок к платежу собственного векселя физическому лицу, не являющемуся первым векселедержателем, отношения займа между банком и физическим лицом отсутствуют, однако содержание первоначального обязательства самого векселедателя совершенные по векселю индоссаменты не изменяют.

Из этого следует, что при оплате банком предъявленного в срок к платежу собственного процентного векселя доходом физического лица, подлежащим удержанию у источника выплаты, является вексельный процент, а при оплате векселя, выданного с дисконтом, - дисконт.

При этом физическое лицо, получившее платеж по векселю, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 228 Кодекса, должно самостоятельно представить декларацию, указав в ней в качестве дохода полученную сумму векселя и вексельный процент, а при получении платежа по векселю, выданному с дисконтом, - всю вексельную сумму, и исчислить налог в порядке, установленном гл. 23 Кодекса, с учетом сумм налога, удержанных налоговым агентом при совершении платежа по векселю.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

18.07.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024