| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ЗАО просит дать разъяснения относительно правильности исчисления и удержания НДФЛ.

ЗАО осуществляло строительство многоквартирного жилого дома хозяйственным способом. В период с 2000 по 2004 гг. на строительство квартир были заключены договоры долевого участия как с работниками ЗАО, так и с третьими лицами. При этом стоимость квадратного метра жилья неоднократно увеличивалась.

Условиями коллективного договора предусмотрено, что работники ЗАО, стоящие в очереди на улучшение жилищных условий, оплачивают 30% стоимости квартир. Строительство дома завершилось через два-три года после заключения договоров и внесения средств.

В соответствии со ст.211 НК РФ часть работ ЗАО по строительству, не оплаченная работниками, признается их доходом, полученным в натуральной форме.

Каким образом ЗАО как налоговый агент должно исчислить НДФЛ?

На какой момент (на дату заключения договора либо на дату составления акта приема-передачи квартиры) надо брать за основу стоимость квадратного метра жилья?

Каким образом следует определять рыночную стоимость на идентичные работы?

Должно ли ЗАО производить удержание НДФЛ от вышеуказанных доходов своих работников из их зарплаты?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2005 г. N 03-05-01-04/85

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО и сообщает следующее.

Как следует из письма, общество осуществляло строительство многоквартирного жилого дома хозяйственным способом. В период с 2000 по 2004 гг. на строительство квартир были заключены договоры с работниками общества и третьими лицами. Условиями коллективного договора предусмотрено, что работники общества, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий, оплачивают 30% стоимости квартиры. В связи с этим в соответствии со ст.211 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) часть работ по строительству квартир, выполненная обществом и не оплаченная его работниками, признается доходом работников, полученным в натуральной форме.

Согласно п.1 ст.211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.40 Кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно п.9 ст.40 Кодекса при определении рыночных цен товаров, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

Исходя из изложенного и учитывая, что строительство дома осуществлялось хозяйственным способом, доход, полученный в натуральной форме в рассматриваемом случае, следует исчислять исходя из стоимости квадратного метра жилья, указанной в договоре, с учетом положений ст.40 Кодекса, на момент заключения договора.

Подпунктом 2 п.1 ст.223 Кодекса установлено, что при получении доходов в натуральной форме дата фактического получения доходов определяется как день передачи доходов в натуральной форме.

Днем передачи дохода в натуральной форме в рассматриваемом случае может считаться дата подписания акта приема-передачи квартиры.

В соответствии с п.1 ст.225 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно п.1 ст.224 Кодекса доходы, полученные в натуральной форме, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов.

В соответствии с п.4 ст.226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Согласно абз.2 п.6 ст.226 Кодекса для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме, налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.

Таким образом, при получении работниками от организации дохода в натуральной форме организация может исчислить и удержать налог на доходы физических лиц из заработной платы работников. Перечислить суммы исчисленного и удержанного налога необходимо не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.

В соответствии с п.5 ст.226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

В такой ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст.228 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

06.04.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024