| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Закрытое акционерное общество (банк) просит дать разъяснения по вопросам налогового законодательства.

1. В соответствии с абз.5 п.2 ст.224 Налогового кодекса Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 января 2005 г.) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, облагается по фиксированной налоговой ставке 35%, за исключением материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

Будет ли применяться налоговая ставка в размере 13%, если в кредитном договоре не предусмотрено условие о целевом использовании кредита, а кредитные средства фактически израсходованы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, о чем свидетельствуют соответствующие документы, например договор купли-продажи?

Каким образом будет исчисляться материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком целевым займом (кредитом), если его сумма превышает сумму, фактически израсходованную на приобретение жилья?

2. В соответствии с гл.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог на доходы, полученные в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами.

По нашему мнению, налогоплательщик вправе обратиться к кредитной организации, выдавшей кредит налогоплательщику и являющейся его работодателем, с письменным заявлением о расчете сумм налога на доходы с материальной выгоды и его последующем перечислении (от имени налогоплательщика) в бюджет РФ. Правильно ли мы полагаем, что письменное заявление налогоплательщика является достаточным основанием для совершения кредитной организацией таких расчетов?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2005 г. N 03-05-01-04/78

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО (далее - Общество) по вопросу исчисления налога на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, и сообщает следующее.

1. В соответствии с пп.1 п.1 ст.212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, является доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

При этом в соответствии с п.2 ст.224 Кодекса такие доходы в части превышения размеров, указанных в п.2 ст.212 Кодекса, подлежат налогообложению по ставке 35%.

Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в ст.224 Кодекса, в соответствии с которыми доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, подлежат налогообложению по ставке 13%. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2005 г.

В соответствии со ст.814 Гражданского кодекса Российской Федерации под целевым займом подразумевается договор займа, заключенный с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели. При этом заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.

Таким образом, при расчете налога с материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, фактически израсходованными на приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей), при отсутствии в договоре условия о целевом использовании указанных средств ставка 13% применяться не может.

В случае если сумма целевого займа (кредита) превышает сумму, фактически израсходованную налогоплательщиком на приобретение жилья, излишне выплаченные средства признаются использованными не по целевому назначению. Материальная выгода от экономии на процентах на суммы целевого займа (кредита), использованные налогоплательщиком не по целевому назначению, рассчитывается с применением ставки 35%.

2. Согласно п.1 ст.226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст.214.1, 227 и 228 Кодекса.

Таким образом, при получении налогоплательщиком от Общества дохода в виде материальной выгоды, Общество признается на основании ст.226 Кодекса налоговым агентом и, поскольку оно является работодателем налогоплательщика, обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога вне зависимости от наличия какого-либо обращения от налогоплательщика.

Согласно п.5 ст.226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца со дня возникновения соответствующих обязательств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

31.03.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024