| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить, в каком порядке следовало формировать резервы по сомнительным долгам до 1 января 2002 г. и после введения в действие гл.25 НК РФ в случае наличия у банка большого количества филиалов и использования резерва одного филиала на покрытие убытков другого филиала. Должен ли каждый филиал в отдельности использовать созданный резерв на покрытие своих убытков по безнадежным долгам, а при недостатке резерва разницу списывать в виде убытков в составе внереализационных расходов? Как следует вести налоговый учет для определения налоговой базы по налогу на прибыль банка в этой ситуации?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/2/24

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам создания и использования резервов по сомнительным долгам при наличии у организации обособленных подразделений и сообщает следующее.

До 1 января 2002 г., до введения гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации, банк при расчете налога на прибыль должен был руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490. Указанным Положением создание банками резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения не было предусмотрено. Это также подтверждается Методическими рекомендациями по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, утвержденными Приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458.

Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, содержат положения по применению гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2002 г.

Банк, имея безнадежные долги (долги, не реальные ко взысканию), которые для целей налогообложения признаются таковыми согласно п.2 ст.266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вправе создавать резерв по сомнительным долгам.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется в соответствии с п.4 ст.266 Кодекса и направляется на погашение убытков от безнадежных долгов.

Если размер резерва достаточен, то за счет резерва покрываются все убытки от безнадежных долгов, числящиеся на балансе организации на момент их списания. В соответствии с пп.2 п.2 ст.265 Кодекса сумма убытков от безнадежных долгов, не покрытая за счет резерва (если созданная расчетная сумма резерва меньше суммы безнадежных долгов), признается для целей налогообложения внереализационным расходом.

В соответствии с п.3 ст.266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Согласно ст.19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Иными словами, создавать резервы по сомнительным долгам предоставлено право только банку, так как именно банк является в рамках Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком.

Согласно положениям ст.288 Кодекса налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, рассчитывают в целом по организации (банку) налоговую базу по налогу на прибыль, исчисляют суммы авансовых платежей или суммы налога на прибыль. Уплата авансовых платежей или налога на прибыль, зачисляемых в доходную часть федеральная бюджета, производится по месту нахождения банка без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, рассчитываются раздельно по самой организации (банку) и по каждому обособленному подразделению в соответствии с п.2 ст.288 Кодекса исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Таким образом, банк осуществляет ведение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль централизованно в целом по организации. По обособленным подразделениям банк исчисляет, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, только ту часть налога (авансового платежа), которая подлежит зачислению в бюджеты субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

14.02.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024