| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 октября 1997 г. N 04-07-03

 

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено Обращение коммерческих банков по вопросу применения налоговыми органами положений совместного письма Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации письмом от 04.02.97 N 408, 10, ВЕ-6-05/103 при определении налогооблагаемой прибыли от операций с облигациями федеральных займов (ОФЗ-ПК) и сообщается следующее.

Учитывая, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 130) ценные бумаги признаются движимым имуществом, к доходам по ценным бумагам применяется норма, определенная в пункте 4 статьи второй Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 с изменениями и дополнениями.

Действующим законодательством не предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль на сумму убытков, полученных по операциям с имуществом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", устанавливающим особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при их налогообложении, не предусмотрено включение в себестоимость оказываемых банком услуг и иных расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, отрицательной разницы от переоценки государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, на рыночную стоимость.

Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 с изменениями и дополнениями (статья вторая) установлен исчерпывающий перечень случаев уменьшения налогооблагаемой базы, где уменьшение для целей налогообложения облагаемой базы налога на прибыль за счет отрицательных курсовых разниц от переоценки облигаций не предусмотрено.

В целях поддержания ликвидности облигаций федерального займа (ОФЗ) Министерство финансов Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации еще в 1996 году подготовили совместное письмо, в котором давали разрешение для целей налогообложения уменьшать налогооблагаемую базу налога на прибыль на сумму отрицательных курсовых разниц, образовавшихся от переоценки облигаций федерального займа. Однако Министерство юстиции Российской Федерации (письмо от 23.07.96 N 07-02-638-96 за подписью первого заместителя министра Куликова Г.В.) отказало в регистрации вышеуказанного письма на том основании, что нормы письма не соответствуют действующему законодательству.

В целях разрешения проблемы, возникшей в результате непринятия в соответствии с отсутствием в налоговом законодательстве нормы, разрешающей при налогообложении уменьшать валовую прибыль на сумму отрицательной разницы от переоценки облигаций ОФЗ, препятствующей развитию российского рынка ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации обратились в Правительство Российской Федерации с предложением разрешить коммерческим банкам уменьшать налогооблагаемую базу на сумму отрицательной разницы от переоценки государственных ценных бумаг Российской Федерации, обращающихся на ОРЦБ, в пределах положительной разницы от переоценки этих бумаг.

В соответствии с принятым Правительством Российской Федерации решением Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации письмом от 04.02.97 N N 408, 10, ВЕ-6-05/103 разрешили в течение года принимать при налогообложении убытки, полученные в виде отрицательных разниц от переоценки отдельных выпусков государственных облигаций Российской Федерации на цену, определяемую по результатам торгов на организованном рынке ценных бумаг в порядке, предусмотренном Центральным банком Российской Федерации, в уменьшение налогооблагаемой базы в размере, не превышающем положительных разниц, образовавшихся в связи с переоценкой отдельных выпусков государственных облигаций, за период с начала отчетного года.

С учетом установленного вышеуказанным письмом порядка коммерческим банкам было разрешено уточнить налоговую базу за 1996 - 1997 годы. При этом при формировании налогооблагаемой базы за 1996 год отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг (ОФЗ-ПК), проводимой до 1 апреля 1996 года, не должна уменьшать валовую прибыль. Отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков облигаций ОФЗ, образовавшаяся после 1 апреля 1996 года, принимается в уменьшение налогооблагаемой базы в течение года в пределах положительной разницы от переоценки этих выпусков ценных бумаг. Непокрытый убыток не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль за 1996 год.

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с принятым Правительством Российской Федерации решением письмом Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.02.97 N 408, 10, ВЕ-6-05/103 согласованы позиции по формированию налоговой базы по операциям с государственными ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, отмена указанного письма без внесения изменений в действующее законодательство внесет неопределенность в весь комплекс вопросов по налогообложению на рынке ценных бумаг, т.к. вообще лишит коммерческие банки возможности принимать в уменьшение налогооблагаемой базы отрицательную курсовую разницу от переоценки облигаций.

В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации не может согласиться с выводом коммерческих банков, подписавших Обращение, о направлении совместного письма трех ведомств на повторное рассмотрение в Министерство юстиции Российской Федерации.

 

Заместитель Министра

С.Д.ШАТАЛОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024