| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 ноября 2002 г. N 19-06-14/6366

 

Юридический департамент направляет для использования в работе информацию по вопросам, связанным с рассмотрением в судебном порядке исков граждан по поводу погашения государственной задолженности по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевым расчетным чекам и целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей, чекам "Урожай-90" и обязательствам перед сдатчиками сельхозпродукции урожая 1991 года, облигациям Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка СССР.

 

И.о. Руководителя

Юридического департамента

С.И.МИРОНЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 ноября 2002 г. N 05-03-06

 

Департамент управления государственным внутренним долгом сообщает дополнительную информацию по вопросам, связанным с рассмотрением в судебном порядке исков граждан по поводу погашения государственной задолженности по облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевым расчетным чекам и целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей, чекам "Урожай-90" и обязательствам перед сдатчиками сельхозпродукции урожая 1991 года, облигациям Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка СССР.

 

Облигации государственных целевых беспроцентных займов 1990 года

При рассмотрении в судебных заседаниях заявлений по искам граждан по государственным долговым товарным обязательствам, в данном случае облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, в целях защиты интересов федерального бюджета Департамент управления государственным внутренним долгом считает необходимым довести до сведения органов федерального казначейства на местах, представляющих интересы Минфина России в судебных органах, следующую информацию.

До участия в судебных заседаниях представителям федерального казначейства, во избежание оплаты по судебным решениям поддельных облигаций, необходимо убедиться в полной достоверности представленной облигации.

Для установления права собственности в отношении владельца и подтверждения подлинности и платежности облигации необходимо проведение экспертизы облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, которое должно осуществляться через отделения банков Сбербанка России.

Факт выдачи облигации должен подтверждаться учреждением Сбербанка России, указанным в представленной облигации, по запросу управления федерального казначейства по месту нахождения судебного органа, рассматривающего иск гражданина.

В случае, если владельца облигации представляет доверенное лицо или наследник данной облигации, необходимо проведение экспертизы подлинности как доверенности, так и свидетельства о праве на наследство, выданного нотариальной конторой по закону.

Одновременно необходимо подтверждение факта того, что средства на выкуп данной облигации не перечислялись отделению Сбербанка России и облигация не была погашена.

При рассмотрении исковых заявлений с требованиями выплаты 100% либо доплаты до 100% компенсации по облигации на приобретение автомобиля следует учитывать следующее.

Федеральный закон от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" признал государственным внутренним долгом Российской Федерации государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года и других обязательств. В соответствии с указанным Законом погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации в части государственных долговых товарных обязательств должно производиться исходя из принципа полной компенсации. Исполнение надлежащим образом исходя из принципа полной компенсации означает исполнение обязательства в объеме, утвержденном условиями заимствований.

Условиями заимствований по облигациям 1990 года на автомобили была заложена норма, предусматривающая оплату владельцем облигации разницы между реальной ценой автомобиля и номинальной стоимостью облигации на автомобиль, указанной в облигации. Таким образом, владельцы облигаций на автомобили имеют право на получение денежных средств в размере только номинальной стоимости облигации на автомобиль.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2000 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" погашение облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение легковых автомобилей производится путем выплаты денежной компенсации в размере 60 процентов стоимости указанного в облигации автомобиля, определяемой по согласованию с заводами - изготовителями на момент исполнения обязательств.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1006 "О государственной программе погашения в 2001 - 2004 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам" срок погашения облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года истекает 31.12.2002.

Дальнейшее погашение данных облигаций будет происходить только по решению судебных органов.

Погашение облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года на приобретение товаров народного потребления должно производиться путем выкупа облигаций по средним по Российской Федерации потребительским ценам на указанные в облигациях товары, которые определяются ежеквартально Министерством финансов России по согласованию с Министерством экономики России и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике на основании сложившихся потребительских цен на товары отечественного производства, т.е. размер компенсации не должен превышать указанные цены, действующие на момент рассмотрения дела в суде.

Погашение облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года на приобретение легковых автомобилей в размере 60 процентов стоимости указанного в облигации автомобиля, определяемой по согласованию с заводами - изготовителями

В данном случае истцом - владельцем облигации, как доверенным лицом, так и наследником, должны быть представлены объяснения причин непогашения облигации в срок до 31.12.2002. Ссылка на отсутствие денежных средств на погашение облигаций в отделениях Сбербанка России считается необоснованной.

Средства, перечисляемые Министерством финансов Российской Федерации Сберегательному банку Российской Федерации на выкуп облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, определяются исходя из средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год. С начала погашения проблема нехватки денег в отделениях Сбербанка России имелась, так как владельцы облигаций желали получить свою компенсацию все сразу и незамедлительно. Но начиная с 1999 года денежные средства на выплату компенсаций на оплату облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года в отделениях Сбербанка России были постоянно и в достаточном количестве.

Что касается выплаты компенсации по утраченным облигациям государственных целевых беспроцентных займов 1990 года после 31.12.2002, то в первую очередь в судебных органах устанавливается факт утраты облигации, а в дальнейшем следуют действия, соответствующие вышеизложенному порядку.

Таким образом, использование представителями федерального казначейства в судебных заседаниях вышеизложенной информации позволит не допустить необоснованного и неправомерного использования средств федерального бюджета.

 

Целевые расчетные чеки и целевые вклады на приобретение легковых автомобилей

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. признан недействительным пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" в части погашения государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1992 году в отношении прав владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ".

В настоящее время Минфином России за счет средств федерального бюджета оплачиваются судебные решения, связанные с выплатой дополнительной компенсации по целевым расчетным чекам с правом приобретения автомобилей марки "ВАЗ" в 1992 году, погашенным в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации путем выплаты денежной компенсации не выше стоимости автомобиля марки "Москвич" или получения автомобиля "Москвич". При этом обращаем внимание, что при рассмотрении подобных исков граждан в суде размер дополнительной компенсации следует рассчитывать следующим образом.

Пример 1. Гр. Иванов А.В. в октябре 1997 года по целевому расчетному чеку с правом приобретения в 1992 году автомобиля марки "ВАЗ-2121" получил денежную компенсацию в размере 32000 рублей (не выше стоимости автомобиля "Москвич").

1. Стоимость автомобиля марки "ВАЗ-2121" в октябре 1997 года составляла 37438 рублей. Таким образом, владелец чека получил компенсацию, составлявшую 85,47 процента от стоимости автомобиля "ВАЗ-2121".

2. Оставшиеся неполученными 14,53 процента берутся от стоимости автомобиля "ВАЗ-2121", действующей в настоящее время на момент рассмотрения дела в суде.

3. Например, в четвертом квартале 2002 года стоимость автомобиля "ВАЗ-2121" составляет 127825 рублей.

14,53 процента от 127825 рублей = 18572,97 рубля.

Таким образом, гр. Иванову А.В. при рассмотрении дела в суде в четвертом квартале 2002 года положена дополнительная компенсация в размере 18572,97 рубля.

Кроме того, имеют место случаи принятия судами решений о выплате дополнительной компенсации по целевым расчетным чекам и целевым вкладам, погашенным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1994 г. N 344 "О государственных долговых товарных обязательствах", в соответствии с которым по целевым чекам и вкладам с правом приобретения автомашин в 1992 - 1995 годах производился выкуп целевых чеков по цене 70-кратной номинальной стоимости чека или индексация остатков целевых вкладов по состоянию на 1 января 1992 года в 70-кратном размере (для целевых вкладов).

Департамент управления государственным внутренним долгом считает, что указанные решения суда должны быть обжалованы, так как целевые расчетные чеки и целевые вклады были погашены до вступления в силу Федерального закона от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах", предусматривающего погашение указанных обязательств исходя из принципа их полной компенсации.

В случае, если попытки обжалования данных решений не приводят к положительному результату, то размер дополнительной компенсации следует рассчитывать по аналогии примера 1, то есть рассчитывать, сколько процентов от стоимости автомобиля на момент получения компенсации составляла полученная компенсация, далее оставшиеся проценты берутся от стоимости автомобиля, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде.

Кроме того, при рассмотрении в суде исков граждан по вопросам получения дополнительной компенсации по ранее погашенным целевым расчетным чекам (целевым вкладам) необходимо запрашивать отделение Сбербанка, которое выдавало целевой чек (или где был открыт целевой вклад), на подтверждение следующих данных: факта выдачи целевого чека (открытия целевого вклада) истцу, даты получения им денежной компенсации и размера выплаченной компенсации.

Также в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" срок погашения целевых расчетных чеков с правом приобретения автомобилей в 1991 - 1992 годах определен с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года. То есть с 1 января 2003 года в соответствии с законодательными и нормативными актами прекращается их погашение и выплата компенсации по данным чекам может производиться только на основании решения суда. При этом владелец указанного чека при рассмотрении иска в суде должен будет указать веские причины, по которым он не смог или не хотел обратиться в филиалы (отделения, территориальные банки) Сбербанка России для получения компенсации в сроки, определенные Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и Государственной программой погашения в 2001 - 2004 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам.

 

Чеки "Урожай-90" и обязательства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года

При удовлетворении судами исков граждан по чекам "Урожай-90" и обязательствам перед сдатчиками сельхозпродукции урожая 1991 года не учитывается тот факт, что в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" порядок погашения чеков "Урожай-90" и обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года будет определяться отдельным федеральным законом (который в настоящее время еще не принят).

Чеки "Урожай-90" были введены в обращение согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 26 июля 1990 г. N 259 "О неотложных мерах по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции урожая 1990 года и обеспечения ее сохранности". Чеки "Урожай-90" выдавались работникам колхозов, совхозов, других агропромышленных предприятий и организаций, крестьянских и личных подсобных хозяйств за проданную государству сельскохозяйственную продукцию.

Указанные чеки не являются платежными документами.

В соответствии с Порядком изготовления, выдачи и использования чеков "Урожай-90", утвержденным Минсельхозпродом РСФСР, Минфином РСФСР и Госбанком РСФСР 30 августа 1990 года, выдачу чеков "Урожай-90" колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим производителям, реализовавшим государству сельскохозяйственную продукцию (растениеводства и животноводства), производили учреждения банков на основании представленных сдатчиками реестров зачетных квитанций с указанием в них выручки и расчетов причитающихся сумм чеков "Урожай-90", подтвержденных местными органами государственной статистики. Кроме того, на каждом выдаваемом чеке "Урожай-90" предприятие (организация) ставило свою печать.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. N 1442-р чеки "Урожай-90", имеющиеся в предприятиях и организациях агропромышленного комплекса и на руках у населения, подлежат перерегистрации по состоянию на 1 сентября 1992 года.

Согласно Порядку выкупа чеков "Урожай-90" и погашения задолженности по обязательствам сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, утвержденному Минфином России, Минсельхозпродом России и Агропромбанком 7 июля 1994 года, перерегистрированные чеки "Урожай-90" должны иметь повторную печать предприятия, организации, их выдавших. Чеки "Урожай-90", принадлежащие крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим индивидуальным сдатчикам сельхозпродукции, должны иметь 2 печати банка, их выдавшего.

Кроме того, сдатчики сельхозпродукции урожая 1991 года должны иметь справку о продаже государству зерна, маслосемян сверх продовольственного налога, картофеля и овощей сверх государственного заказа колхозами, совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими сельскохозяйственными предприятиями, заверенную заготовительными организациями и местными органами государственной статистики.

 

Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР

В ряде случаев суды общей юрисдикции выносят положительные решения по искам граждан, являющихся владельцами указанных обязательств, которые в настоящее время также не погашаются.

Федеральный закон "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" устанавливает порядок перевода облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации (ЦДО).

Вместе с тем статьей 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что порядок начисления доходов на целевые долговые обязательства и порядок их обслуживания должны устанавливаться федеральными законами (которые в настоящее время не приняты). Только после принятия законопроектов о порядке начисления доходов на ЦДО и о порядке обслуживания ЦДО будет проведена работа по переводу государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства и по их обслуживанию.

Кроме того, иногда суды выносят решения по искам граждан, относящимся к неполучению ими выигрышей по облигациям Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, применяя нормы Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах". По облигациям данного займа гражданам предоставлялось право внеочередной покупки легкового автомобиля взамен крупного денежного выигрыша. В то же время Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах" не распространяется на не полученные владельцами выигрышных облигаций займа 1982 года выигрыши, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" данные облигации относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Статьей 6 вышеуказанного Закона установлен порядок перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации выигравших облигаций 1982 года. Такое решение было вынесено Ленинским районным судом г. Краснодара 26 июня 2000 года по гражданскому иску гр. Славгородского Н.Г. Следует особо отметить, что при рассмотрении заявления о принесении протеста в порядке надзора, направленного представителем Минфина России в Верховный Суд Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации Пирожков В.Н. также ошибочно руководствовался нормами Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах", хотя суть иска состояла в неполучении истцом выигрыша по облигации займа 1982 года.

Также в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" предусмотрено погашение ценных бумаг (облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, Государственных казначейских обязательств СССР, сертификатов Сберегательного банка СССР) только гражданам Российской Федерации, которые приобрели их на территории Российской Федерации.

Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что при рассмотрении судебных споров по ценным бумагам, в данном случае по целевым расчетным чекам и целевым вкладам на приобретение легковых автомобилей, сертификатам Сберегательного банка СССР, судами не рассматривается вопрос права собственности по этим ценным бумагам, их наличия у владельцев и причины отсутствия, подлинности ценных бумаг, подлинности доверенностей, включая доверенности, выданные непосредственно лицами, на которых первоначально были оформлены ценные бумаги. Проведение такого рода проверки позволит избежать фактов оплаты по судебным решениям поддельных ценных бумаг. По нашему мнению, факт выдачи ценных бумаг должен подтверждаться учреждением Сбербанка России, указанным в ценной бумаге, по запросу Управления федерального казначейства субъекта Российской Федерации по месту нахождения судебного органа, рассматривающего иск гражданина по данному вопросу.

Одновременно в связи с часто возникающими при судебном рассмотрении вопросами о ценах на легковые автомобили, предусмотренных по целевым расчетным чекам, ранее погашенным, сообщаем указанные цены, действовавшие с 1992 года по 31 декабря 2000 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 1 июня 2000 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах", согласно которому производится ежеквартальное согласование цен Минфином России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России и заводами - изготовителями.

 

Заместитель Руководителя

Юридического департамента

Е.А.МАРТЬЯНОВА

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024