| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 марта 2001 г. N 03-16/25

 

В ОТНОШЕНИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ НА ПРАВО РАБОТЫ

СО СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

 

В связи с запросами, поступающими в ГУФК Минфина России в отношении лицензирования на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, дополнительно (к исх. N 3-16/121 от 10.08.1999) даем разъяснения положений Закона "О государственной тайне":

В статье 1 "Сфера действия настоящего Закона" дается разделение субъектов правоотношений:

- органы государственной власти (органы законодательной, исполнительной и судебной властей), органы местного самоуправления;

- предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности;

- должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона.

В статье 4 "Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите" приведены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в соответствии с существующим разделением функций органов законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (пункт 4) рассматриваются в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной тайне.

"Обязанность соблюдать законодательство о государственной тайне вытекает из общеправовой обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 5, часть 2 Конституции Российской Федерации)" (из Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 27.03.96).

При этом Законом установлена персональная ответственность руководителя органа государственной власти за обеспечение надлежащих условий для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Нормы ответственности за правонарушения, связанные с государственной тайной, предусмотрены Уголовным кодексом (ст. 275 "Государственная измена", ст. 276 "Шпионаж", ст. 283 "Разглашение государственной тайны" и ст. 284 "Утрата документов, содержащих государственную тайну"). Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" предусматривает возможность увольнения государственного служащего при однократном нарушении им своих обязанностей по защите государственной тайны.

Положениями статьи 16 "Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями" регламентируется порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну.

Законом устанавливается принцип санкционирования передачи сведений. Право санкционирования закрепляется за органами государственной власти, включенными в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в распоряжении которых находятся передаваемые сведения.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является обязательность выполнения запрашивающей стороной условий, обеспечивающих сохранность сведений, и требований, предусмотренных статьей 27 Закона "Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".

Указанная статья предусматривает, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими соответствующей лицензии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 N 333 утверждено "Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".

Таким образом, Законом "О государственной тайне" и указанным Постановлением Правительства Российской Федерации не устанавливается необходимость получения лицензии органами государственной власти на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну (см. разделение на субъекты правоотношений, ст. 1 Закона).

Вместе с тем статьей 27 Закона предусмотрены условия, при которых предприятия, учреждения и организации получают ПРАВО (лицензию) работы с государственной тайной и которые ОБЯЗАНЫ (см. выше) выполнять органы государственной власти:

"выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации,..; наличие у них сертифицированных средств защиты информации".

В отношении взаимодействия с органами ФСБ России.

В соответствии со статьей 31 Закона "О государственной тайне" ФСБ России и ее органы на местах осуществляют межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти (в том числе в территориальных органах Минфина России), на предприятиях, в учреждениях и организациях, а согласно пункту "к" статьи 12 и пункту "л" статьи 13 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ России обязаны участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществлять контроль за обеспечением секретности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и вправе вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.

 

Заместитель Начальника

Главного управления

федерального казначейства

Е.С.СУКОННИКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024