| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 августа 2000 г. N 16-00-16/173

 

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрены формы федерального государственного статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2001 год, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 20.06.2000 N 50, и Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.02.99 N 13, и считают необходимым сообщить свое мнение.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, Министерством финансов Российской Федерации утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету (российских стандартов), регламентирующих вопросы признания показателей, связанных с хозяйственной деятельностью организации, их оценки, отражения их в бухгалтерской отчетности организации и пр.

Следует отметить, что многие показатели форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за основными фондами и Инструкция по заполнению федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" противоречат новым подходам к признанию показателей в бухгалтерском учете и представлению их в бухгалтерской отчетности, определенные нормативными документами по бухгалтерскому учету, принятыми во исполнение указанной Программы.

1. Использование терминов в показателях "бухгалтерский износ основных фондов" и "бухгалтерский износ по списанным основным фондам" не предусмотрено нормативными документами по бухгалтерскому учету. При этом следует отметить, что в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

В связи с этим в бухгалтерском учете термин "износ" не применяется. Порядок, в соответствии с которым износ определялся по всем основным средствам (независимо от того, начислялась по ним амортизация или не начислялась), за исключением приведенных в Положении о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве (утверждены Госпланом СССР, Госстроем СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Стройбанком СССР и ЦСУ СССР 15.03.74), с выходом Постановления Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 утратил силу.

2. В разделах I, II, V формы N 11 приведены показатели "балансовой стоимости основных фондов" с выделением полной и остаточной (за вычетом износа) стоимости, что не соответствует сущности балансовой стоимости, используемой в бухгалтерском учете основных средств.

В бухгалтерском балансе показатели по основным средствам приводятся по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется), равной первоначальной (восстановительной) стоимости за минусом амортизации.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности 16 "Основные средства" балансовая стоимость - это сумма, по которой актив признается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы накопленной амортизации.

3. Приведенная в Инструкции по заполнению формы N 11 методика определения остаточной восстановительной стоимости (строка 28 указанной формы) не соответствует методике, изложенной в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н (сумма амортизации, начисленная до начала отчетного периода, корректируется с учетом соответствующего коэффициента пересчета).

4. В связи с выходом Положений по бухгалтерскому учету: "Доходы организации", ПБУ 9/99, и "Расходы организации", ПБУ 10/99 (введены в действие с 1 января 2000 г., утверждены Приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и 33н), следует внести изменения в Инструкцию по заполнению формы N 11, раздел III "Амортизация и затраты на капитальный ремонт основных фондов", касающиеся вопросов неначисления амортизационных отчислений по объектам основных средств некоммерческих организаций и начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств, полученным безвозмездно, в том числе по договору дарения.

В связи с вышеизложенным требует уточнения Инструкция по заполнению формы N 11.

5. Приведенная в Инструкции методика исчисления термина, не используемого в мировой практике, как "аналитического износа" крайне сложна и запутанна. Указанный показатель не вытекает из данных бухгалтерского учета.

В целях недопущения смешения правил бухгалтерского учета, которыми не предусматривается приведенный термин, и формирования данных статистического наблюдения при наличии обоснованности "аналитического износа" в Инструкции по заполнению формы N 11 следует дать четкое определение показателя.

6. В составе бухгалтерской отчетности отсутствует такой показатель, как "основной вид деятельности".

В Инструкции о порядке заполнения формы N 11 следует дать четкое определение указанного понятия.

7. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, определен состав нематериальных активов. В соответствии с приведенным нормативным документом права на использование обособленными природными объектами не относятся к нематериальным активам. Кроме того, в соответствии с указанным Положением по нематериальным активам производится погашение их стоимости путем начисления амортизационных отчислений.

8. Во вновь утвержденной форме N 11 (раздел I "Наличие, движение и состав основных фондов") введены графы, выделяющие из общей стоимости выбывших основных фондов: "в том числе ликвидировано (списано)" и "из них вследствие потерь от стихийных бедствий, катастроф, военных действий и т.д.", требующие при их заполнении определенных усилий счетных работников по выборке указанных данных.

При этом следует отметить, что бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, осуществляется на разных синтетических счетах бухгалтерского учета в зависимости от того, являются ли расходы, связанные с выбытием основных средств, расходами по обычным видам деятельности (предмет деятельности организации) или являются операционными расходами (осуществление которых не является предметом деятельности организации). В составе бухгалтерской отчетности (форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", раздел III "Амортизируемое имущество") имеется только один показатель, характеризующий общую стоимость выбывших основных средств без расшифровки причин их выбытия.

В связи с вышеизложенным Министерство финансов Российской Федерации просит рассмотреть изложенное и внести изменения и уточнения в формы федерального государственного статистического наблюдения: N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" и в Инструкцию по заполнению формы N 11.

 

Заместитель Министра

М.А.МОТОРИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018