| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

N 408

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 10

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N ВЕ-6-05/103

 

ПИСЬМО

от 4 февраля 1997 года

 

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ 2, 9 И 10

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" ПРИ СОВЕРШЕНИИ

ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

 

(в ред. письма ЦБ РФ от 02.12.97 N 47-У, Минфина РФ от 04.12.97

N 1-13/9, Госналогслужбы РФ от 01.12.97 N БЕ-6-78/83)

 

В связи с поступающими запросами о порядке налогообложения доходов, полученных по операциям с государственными ценными бумагами после введения Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации для применения в практической работе сообщают следующее.

1. Доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, не подлежат обложению налогом на прибыль и облагаются налогом на доход по ставке 15 процентов.

2. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль валовая прибыль уменьшается на доходы, полученные в виде:

а) разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки (балансовой) государственных краткосрочных бескупонных облигаций, которая признается доходом в соответствии с Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N 107, а также аналогичных облигаций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Владельцы государственных краткосрочных бескупонных облигаций, проводящие в соответствии с "Временным порядком бухгалтерского учета операций с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках", утвержденным Приказом Банка России от 6 мая 1993 г. N 02-78, переоценку ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, и в соответствии с нормативными актами Банка России и Минфина России, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации, отражающие переоценку в бухгалтерской отчетности, при определении базы для расчета налога на прибыль должны уменьшать (увеличивать) валовую прибыль на сумму положительного (отрицательного) сальдо от переоценки стоимости отдельных выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Доход в виде положительного сальдо от переоценки облигаций подлежит обложению налогом по ставке 15 процентов. В течение года при расчете дохода, подлежащего обложению налогом на доход, сумма отрицательных разниц от переоценки отдельных выпусков облигаций принимается в уменьшение дохода в размере, не превышающем положительные разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой за период с начала отчетного года;

б) части суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. Аналогичный порядок применяется к доходам, полученным в виде процентов по облигациям Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"). При этом сумма накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), подлежащего вычету из валовой прибыли, должна соответствовать размеру дохода, рассчитываемому исходя из заявленного эмитентом дохода (процента, купона) по данному виду облигаций и времени фактического нахождения ценной бумаги на балансе владельца (продавца);

в) процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.

3. Порядок уплаты налога в бюджет.

3.1. Налог с доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления удерживается у источника возникновения этого дохода и подлежит зачислению в федеральный бюджет.

3.2. Доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего письма, образуются у продавца ценной бумаги (владельца ценной бумаги) от операций с указанными ценными бумагами, включая переоценку, продажу, погашение, выплату дохода. Исчисление и уплата налога на доход в этом случае осуществляется продавцом ценной бумаги (владельцем ценной бумаги).

Расчет суммы налога владельцем ценной бумаги (резидентом Российской Федерации) осуществляется самостоятельно и представляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога в бюджет производится в 5-дневный срок со дня, установленного для представления расчета суммы налога.

3.3. Расчет суммы налога с доходов, полученных нерезидентом Российской Федерации на рынке ГКО-ОФЗ, осуществляется по выбору нерезидента одним из уполномоченных банков, ведущих счета типа "С", с учетом норм, установленных соответствующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными между Российской Федерацией и страной постоянного местопребывания нерезидента, и представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения упомянутого уполномоченного банка ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-числа месяца, следующего за отчетным. Удержание налога у источника выплаты дохода и уплата налога в бюджет осуществляется уполномоченным банком при каждом перечислении дохода нерезиденту на счет типа "С".

3.4. Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящего письма, образуются в момент выплаты соответствующего дохода платежным агентом, который заключает с эмитентом договор на обслуживание соответствующих ценных бумаг.

Расчет суммы налога осуществляется платежным агентом при проведении расчетов с владельцами ценных бумаг и представляется в налоговую инспекцию по месту его нахождения ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога в бюджет производится платежным агентом в 5-дневный срок со дня начисления доходов владельцам ценных бумаг при погашении ценных бумаг или очередного купона.

4. Доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до вступления в силу Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подлежат обложению налогом.

При этом указанная в настоящем пункте льгота распространяется на дополнительные транши выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (до 1 марта 1997 года), а также на суммы купонных доходов, подлежащих выплате после вступления в действие Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациям Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), облигациям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выпущенным до вступления в действие вышеуказанного Закона.

При этом к государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, подпадающих под действие настоящего пункта, относятся следующие государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и ценные бумаги органов местного самоуправления:

- выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 года, размещение которого среди инвесторов в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато до указанной выше даты. При этом не учитываются фактические результаты размещения ценных бумаг такого выпуска на дату до вступления в действие Федерального закона.

Выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 года, размещение которых среди инвесторов в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато после указанной даты, подлежит налогообложению в соответствии с нормами Федерального закона от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ;

- выпуск ценных бумаг, прошедший государственную регистрацию в Министерстве финансов Российской Федерации до 21 января 1997 года, условия эмиссии которого предполагают размещение ценных бумаг отдельными сериями, признается размещенным до вступления в действие указанного Федерального закона (в отношении серий с датой начала размещения в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска до 21 января 1997 года).

Отдельные серии указанных выпусков, размещение которых в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска должно быть начато после указанной даты, не считаются размещенными до вступления в действие Федерального закона.

5. Владельцам государственных ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, проводящим в соответствии с "Временным порядком бухгалтерского учета операций с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках", утвержденным Приказом Центрального банка Российской Федерации от 6 мая 1993 г. N 02-78, переоценку балансовой стоимости ценных бумаг и имеющим право в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета отражать результаты переоценки в бухгалтерской отчетности, учитываемые при формировании балансовой прибыли, разрешается:

- в течение года принимать при налогообложении убытки, полученные в виде отрицательных разниц от переоценки отдельных выпусков государственных облигаций Российской Федерации (по государственным краткосрочным бескупонным облигациям - порядок учета при налогообложении убытков изложен в пункте 2 настоящего письма) на цену, определяемую по результатам торгов на организованном рынке ценных бумаг в порядке, предусмотренном Центральным банком Российской Федерации, в уменьшение налогооблагаемой базы в размере, не превышающем положительных разниц, образовавшихся в связи с переоценкой отдельных выпусков государственных облигаций за период с начала отчетного года.

При формировании налогооблагаемой базы за 1996 год отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг (ОФЗ-ПК, РАО "ВСМ"), проводимой до 1 апреля 1996 года, не должна уменьшать валовую прибыль. Отрицательная разница от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг, образовавшаяся после 1 апреля 1996 года, принимается в уменьшение налогооблагаемой базы в течение года в пределах положительной разницы от переоценки этих выпусков ценных бумаг. Непокрытый убыток не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль за 1996 год. По государственным краткосрочным бескупонным облигациям отрицательные разницы от переоценки отдельных выпусков облигаций не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

В течение 1998 года разрешается направлять доходы от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг на покрытие отрицательных разниц от переоценки отдельных выпусков государственных ценных бумаг, образовавшихся по итогам 1997 года.

(абзац введен письмом ЦБ РФ от 02.12.97 N 47-У, Минфина РФ от 04.12.97 N 1-13/9, Госналогслужбы РФ от 01.12.97 N БЕ-6-78/83)

6. Одновременно доводим до сведения, что с 21 января 1997 года доходы, полученные по иным ценным бумагам, подлежат включению в валовую прибыль и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

 

Первый Заместитель Председателя

Центрального банка

Российской Федерации

С.В.АЛЕКСАШЕНКО

 

Согласовано

Заместитель Министра

финансов Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

 

Заместитель Руководителя

Государственной налоговой

службы Российской Федерации

В.Д.ЕВСТИГНЕЕВ

 

По заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 22.04.97 N 07-02-150-97 письмо в государственной регистрации не нуждается.

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024